10
/03

Поддержка бизнеса в рамках нового национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика»

Национальный проект представляет собой комплекс системных мер, формирующих задел для новой модели долгосрочного экономического роста, основанной на экономике предложения, и обеспечивающих достижение девяти показателей национальных целей.

Куратор национального проекта: Новак А.В. – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Руководитель национального проекта: Решетников М.Г. – Министр экономического развития Российской Федерации.

Цель национального проекта: Обеспечение устойчивого экономического развития, основанного на конкуренции, предпринимательстве, в том числе высокотехнологичном, и частной инициативе.

Расширение предложения на длительном горизонте, для обеспечения растущего внутреннего спроса, обеспечивается за счет: поддержки отечественного производства (предпринимателей), в том числе высокотехнологичного; роста инвестиционной активности, где драйвером выступают частные инвестиции и развитие финансового рынка как одного из источников для них; повышения производительности труда, в том числе с учетом ограничений на рынке рабочей силы; изменений структуры и объема экспорта и импорта (отдельные направления поддержки предложения реализуются в рамках других национальных проектов и государственных программ). Также важно развитие конкуренции и выработка эффективных мер по адаптации нашей экономики к глобальному энергопереходу. Все это в том числе направлено на обеспечение конкурентоспособности наших товаров и услуг на международном рынке.

В национальном проекте будет продолжена поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), которая реализовывалась в предыдущие годы. С учетом уже достигнутых количественных показателей сектора МСП (в 2019 – 2024 годах), а также с учетом новых вызовов, с которыми столкнется экономика в целом (дефицит трудовых ресурсов и растущая конкуренция за них, необходимость развития приоритетных секторов экономики), в периоде 2025 – 2030 годов акцент будет смещен с количественных показателей сектора МСП на качественные показатели, отражающие его структурные изменения и формирование экономики предложения. Целевым индикатором таких изменений должен стать реальный рост дохода на одного работника субъекта МСП в 1,2 раз выше, чем рост ВВП.

Особое внимание уделяется повышению производительности труда, предполагающему внедрение инструментов повышения производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики и в организациях социальной сферы, а также реализацию системных мер для низко производительных отраслей экономики и тиражирование лучших практик на более широкий круг организаций, создание отраслевых центров компетенций, в том числе и в социальной сфере.

Помимо этого, национальный проект содержит набор системных мер и универсальных инструментов, оказывающих влияние на рост инвестиций в различных секторах экономики. Также проект аккумулирует широкий спектр отраслевых мер поддержки, реализуемых в рамках других национальных проектов и государственных программ. В рамках проекта по инвестициям предполагается реализация трех основных направлений: улучшение инвестиционного климата (снижение административных барьеров, трансформация делового климата, реализация регионального инвестиционного стандарта и др.), федеральные механизмы поддержки инвестиционных проектов («фабрика проектного финансирования», механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений, федеральный инвестиционный налоговый вычет, государственно-частное партнерство, таксономия проектов технологического суверенитета и др.) и региональные меры поддержки инвестиций (развитие ОЭЗ).

Для стимулирования компаний к инвестиционной деятельности и обеспечения их ресурсами – реализуется связанная задача по развитию финансового рынка – как рынка капитала, так и рынка заемных средств. Совместные действия и мероприятия Правительства Российской Федерации и Банка России, заложенные в национальный проект, обеспечат увеличение объема капитализации российского рынка акций и увеличение доли инвестиционных продуктов в сбережениях граждан путем привлечения граждан на финансовый рынок.

В проекте отражены мероприятия, направленные на развитие технологического предпринимательства и выстраивание системы поддержки технологических компаний, в том числе малых технологических компаний, в целях их выхода на публичный рынок и встраивания в кооперационные цепочки национальных проектов по обеспечению технологического лидерства и крупных корпораций.

Кроме того, важными направлениями национального проекта являются адаптация экономики к изменению климата и создание национальной системы мониторинга климатически активных веществ. Эти направления будут содействовать трансформации российской экономики в части устойчивого развития с низким уровнем выбросов парниковых газов, необходимого для обеспечения конкурентоспособности российских производителей в условиях ускорения глобального энергоперехода и декарбонизации в странах-потребителях российской продукции.

По развитию конкуренции планируются к реализации мероприятия по улучшению условий функционирования товарных рынков (в том числе утверждение нового стандарта развития конкуренции в регионах) и формированию системы национальных ценовых индикаторов.

Мероприятия национального проекта учитывают реагирование на действующие санкционные ограничения, а также текущие условия, связанные со структурной трансформацией экономики, импортозамещением, развитием технологических рынков с партнерами из дружественных стран и перестройкой логистических маршрутов.

Основные показатели национального проекта к 2030 году:

  • Увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60%по сравнению с уровнем 2020 года.
  • Реальный рост дохода на одного работника субъекта МСП в 1,2 раза выше, чем рост ВВП.
  • 40% средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики и 100% организаций социальной сферы вовлечены в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда.
  • Рост производительности труда в экономике Российской Федерации по отношению к 2023 году составит 120,7%.
  • Рост выручки малых технологических компаний не менее чем в семь раз по сравнению с уровнем 2023 года;
  • Рост капитализации фондового рынка не менее чем до 66% ВВП.
  • Рост доли долгосрочных сбережений граждан в общем объеме их сбережений не менее чем до 40%.
  • Утверждены и реализуются программы адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
  • Создана национальная система мониторинга климатически активных веществ.

Ключевые мероприятия национального проекта:

Поделиться

Еще новости

25
/04
На Ямале стартует прием заявок от предпринимателей на финансовую поддержку
25
/04
Всероссийский форум производителей одежды в г. Ульяновск
24
/04
Минэкономразвития: методические рекомендации по развитию креативных индустрий позволят систематизировать работу региональных правительств
Показать еще