Евгений Жирнель: Поддержка малого бизнеса остается максимально востребованной
О том, как реализуется помощь в Ямало-Ненецком округе, каких результатов удалось достичь, а также о новом формате регионального этапа национальной премии «Бизнес-Успех», журналистам информагентства "РБК" рассказал руководитель Центра «Мой бизнес» Евгений Жирнель.
— Евгений Викторович, насколько востребованными оказались государственные меры поддержки на Ямале?
В целом меры поддержки были достаточно разнообразные и ориентированные на различные отрасли, которые вошли в перечень пострадавших. Эту помощь нужно было оказывать оперативно, чтобы она стала адресной и могла компенсировать те потери бизнеса, которые возникли в связи с ограничениями. Думаю, что об эффективности мер поддержки будет правильно судить самим предпринимателям, хотя мы также проводим свои опросы. Можно сказать, что большая часть предпринимателей, которые оказались под влиянием ограничительных мер в регионе, так или иначе, воспользовались мерами поддержки. Кто-то воспользовался пониженными налоговыми ставками, отсрочками, мораториями, кто-то получал прямую финансовую помощь. Но мы понимаем, что говорить о результативности этих мер достаточно сложно, потому что в зависимости от вида бизнеса каждый его сектор пострадал по-разному — у кого-то выручка снизилась серьезным образом и предприятия закрылись, у кого-то это снижение было не столь существенное, и они продолжали работать в ограниченном режиме.
— Какая помощь уже оказана предпринимателям в ЯНАО? Есть ли региональная специфика получения такой поддержки?
На Ямале ситуация отличается тем, что мы посмотрели на те отрасли, которые по каким-то причинам не вошли в перечень пострадавших отраслей или вошли в него несколько позже. Для таких отраслей мы разработали свои меры поддержки, анонсированные губернатором Дмитрием Артюховым. Департамент экономики округа разработал механизм их реализации, и в достаточно короткий срок мы их запустили. Центр «Мой бизнес» принимал заявки, и уже с начала апреля мы оказывали помощь предпринимателям.
— Сколько предпринимателей в регионе оказались в сложной ситуации и обратились за поддержкой?
В общей сложности мы поддержали более 2 тыс. предпринимателей, и это только те, кто получили непосредственно деньги, то есть прямую финансовую поддержку в виде возвратных или невозвратных средств. Например, мы выплачивали по 30 тыс. рублей предпринимателям, которые работают в сфере бытовых услуг, а это, в частности, парикмахерские, салоны красоты, различные сервисы по ремонту. Зачастую такие предприниматели — это микробизнес, который не предусматривает наемных работников, и для них это основной источник существования. Таким образом, мы обеспечили им доходы на этот период. Также мы выплатили эту сумму самозанятым, кто успел встать на учет и начать свою деятельность, но уже в марте столкнулся с ограничениями из-за пандемии.
— Получали ли поддержку социальные предприятия?
Да, помощь получили различные частные детские сады, фитнес-центры, развлекательные учреждения. Они получили до 200 тыс. рублей на возмещение ранее произведенных затрат. Например, если предприятие арендует площадь, то при предоставлении документов на расходы, мы выплачивали до 200 тыс. рублей на каждого заявителя.
— Сколько всего предпринимателей МСП сегодня на Ямале? Кто из них получил поддержку?
На сегодняшний день в реестре налоговой службы всего субъектов малого и среднего предпринимательства 17 тысяч. Мы поддержали из них 2 тысячи предпринимателей, то есть это были точечные меры поддержки, которые были ориентированы на тех, кого в недостаточной мере поддержали в рамках федеральных мер. Мы разработали свой, региональный, пакет мер поддержки, причем подготовили его еще в марте, как только началась пандемия. Мы исходили из различных сценариев развития событий, потому что на тот момент никто не понимал, что будет происходить дальше. Поэтому меры поддержки вводились поэтапно, по мере развития событий. То есть был четкий план того, что мы делаем.
— Продолжаются ли выплаты бизнесу в настоящее время?
Мы продолжаем выплаты предпринимателям из социальной сферы и общепита, тем предприятиям, которые не работали в июне и июле. Мы выплачиваем по минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) на одного сотрудника, который находился в штате на 1 июня. То есть, если например, это, индивидуальный предприниматель без сотрудников, то он получает два МРОТа по 12 130 рублей. Если есть наемные сотрудники, то, соответственно, еще выплаты идут на каждого из них. Поэтому меры поддержки продолжаются, по нашей оценке, у нас получился достаточно хороший охват предпринимателей.
Полный текст интервью: https://bc.rbc.ru/event/5f47b2f29a7947fe3abf4360#materials