Особенности управления малым бизнесом
Особенности управления малым бизнесом

Управление малым бизнесом имеет ряд специфических особенностей. Но прежде, чем перейти к их рассмотрению, мы дадим определение некоторым понятиям.

Итак, малым бизнесом называют такую предпринимательскую и управленческую деятельность, которая осуществляется силами разных субъектов рыночных отношений. Принадлежность к малому бизнесу определяется совокупностью факторов, главными из которых являются:

  • относительно небольшое число сотрудников;
  • малый годовой оборот;
  • небольшие активы.

Каждый из критериев принадлежности детально описан в законодательстве. Количественные показатели различаются в зависимости от характера деятельности, формы ее организации и особенностей налогообложения.

Что характерно для малого бизнеса

Малый бизнес выгодно отличается от крупного следующими особенностями:

  • Большая свобода в принятии управленческих решений (по сравнению с инертным крупным бизнесом). В условиях постоянно меняющегося рынка вносить коррективы в деятельность небольшой фирмы гораздо проще и дешевле.
  • Больший контроль производственного процесса и быстрая адаптация продукта (услуг) к потребностям клиентов. Правильно и своевременно реагируя на запросы потребителя, руководство фирмы может обеспечить ей конкурентное преимущество.
  • Быстрота коммуникации в пределах фирмы. Чем меньше организация, тем проще и оперативнее осуществляется руководство персоналом, обсуждение решений и их реализация. Более того, малые фирмы тесно связаны с партнёрами. То же касается и отношений между сотрудниками. В некоторых случаях это идет на пользу организации, особенно когда дело касается поиска новых контактов и возможностей получения прибыли.
  • Игнорирование определенных формальностей в маленьком коллективе упрощает взаимодействие между работниками. Следствием этого являются позитивные результаты и быстрая отдача.

Особенности и нюансы управления

Не каждый руководитель может добиться успеха в развитии малого бизнеса. Между понятиями «успешный бизнесмен» и «хороший руководитель» есть разница. Опытный, казалось бы, предприниматель может не обладать необходимыми навыками для организации прибыльного предприятия.

В этой сфере деятельности огромное значение имеет способность грамотно и эффективно управлять персоналом. Но, как известно, хорошие менеджеры встречаются нечасто и требуют к себе особого подхода. Заинтересовать их перспективами и удержать в организации удается немногим. Вот почему владельцы небольших фирм сами нередко выполняют функции менеджера, в то время как в крупных организациях вопросами управления занимаются штатные сотрудники.

Руководитель бизнеса должен хорошо представлять мотивацию своих подчинённых. Важно быть в курсе дела, вникать в рабочий процесс и отслеживать обстановку в коллективе. Существует определенный набор качеств, характерных для хорошего руководителя. Давайте их рассмотрим.

Качества хорошего менеджера

  1. 1. Предсказуемость. Человек, работающий с подчинёнными и клиентами, должен быть достаточно сдержанным. Излишняя эмоциональность и подверженность минутным настроениям – это «спутники» недальновидности. При обсуждении рабочих вопросов и принятии важных решений эмоции недопустимы.
  2. 2. Умение распределять обязанности. Грамотный управленец не занимается решением всех проблем самостоятельно – он распределяет задачи между подчиненными и либо контролирует процесс работы, либо оценивает и комментирует её результат.
  3. 3. Объективность, или способность правильно оценивать возможности и способности подчиненных, выделять и поощрять наиболее талантливых из них.
  4. 4. Наличие авторитета. Страх перед руководителем и отсутствие уважения к нему не способствуют успешности бизнеса. Напротив, если менеджера считают компетентным и уважают, его поручения и критические замечания воспринимаются адекватно.
  5. 5. Умение мотивировать. Чтобы раскрыть потенциал каждого сотрудника, необходимо дать ему стимулы к развитию. Примерами таких стимулов можно считать премии, повышения, разного рода поощрения. Сотрудники, которые видят смысл работать как можно лучше – это залог эффективности любого предприятия.
  6. 6. Компетентность. Контроль и оценка деятельности подчиненных невозможны без понимания специфики этой деятельности.
  7. 7. Способность определять возможности людей и ставить перед ними реально достижимые цели. Ни один человек не сможет на протяжении долгого времени работать ради абстрактных целей. Люди должны видеть результат своей деятельности. Задача менеджера – определить желаемые цели и разбить процесс продвижения к ним на этапы. По окончании каждого этапа работников следует поощрять.
  8. 8. Умение контролировать производственный процесс. Это не значит, что менеджер обязан «стоять над душой» своих подчиненных и излишне часто вмешиваться в их профессиональную деятельность. Контроль должен быть ненавязчивым и поэтапным.

Малый бизнес: специфика управления

Современная ситуация на рынке предполагает широкий спектр возможностей для организации и развития малого бизнеса. Но начинающим предпринимателям не так легко разобраться во всех аспектах и нюансах ведения такой деятельности. Мы рекомендуем вам обратить внимание на следующие аспекты управления малым бизнесом:

  • Сбалансированность теории и практики. Одни руководители предпочитают сосредоточить свое внимание на планировании, другие – на раскрытии потенциала действующего предприятия. Некоторые предприниматели для начала нанимают управленцев, работают над концепцией и идеологией, оформляют необходимую документацию и углубляются в законодательство, пренебрегая развитием своего бизнеса. Другие же, едва получив кредит, без долгих разговоров переходят к практике. На самом деле, и тем, и другим стоит придерживаться «золотой середины». Бюрократический и практический стили управления в идеале должны совмещаться. Дело в том, что руководитель малого бизнеса обязан уметь быстро принимать решения, что не так-то просто при условиях ограниченности средств. Таковы законы экономики, против которых бесполезно бороться.
  • Использование аутсорсинга. Руководитель должен понимать, что, поскольку он располагает небольшим коллективом сотрудников, обязанности и нагрузки распределяются между ними недостаточно равномерно (особенно если бизнес сезонный). В некоторых случаях можно задействовать аутсорсинг, прибегнув к услугам рекрутинговых агентств. Контракты, заключенные со специалистами «извне», зачастую позволяют повысить эффективность управления и контроля, дают возможность объективно оценить результаты работы, и, что немаловажно, экономить средства.
  • Высокая квалификация управленцев. Наиболее характерной чертой малого бизнеса является высокая степень ответственности руководителей, принимающих те или иные управленческие решения. Квалификация руководителей и эффективность менеджмента являются определяющими факторами для успешного ведения дел.

Таким образом, в развитии малого бизнеса большую роль играют личные качества его владельцев: умение быстро принимать решения, искать нужных людей, контролировать производственные процессы и мотивировать сотрудников.